Бернард Шоу, Радиоспектакль
Московский академический театр Сатиры
Режиссер: Валентин Плучек, Виктор Храмов
Действующие лица и исполнители:
капитан Шотовер - Георгий Менглет;
леди Аттеруорд, дочь Шотовера - Светлана Тарасова;
миссис Хэшебай - Нина Архипова;
Гектор Хэшебай - Александр Ширвиндт;
Мадзини Данн - Олег Солюс;
Рэндол Аттеруорд - Родион Александров;
Менген - Анатолий Папанов;
Элли - Зоя Зелинская;
Билли Данн - Александр Денисов;
няня Гинесс - Татьяна Пельтцер.
Бернард Шоу не раз признавался, что свой "Дом, где разбиваются сердца" он писал в русском стиле, подражая Чехову. Это самая печальная из пьес Шоу, граничащая с трагедией. Грустная история, от которой остаются светлые ощущения. В ней отразились все его раздумья и разочарования тех трудных лет, это трагикомедия потери идеалов и смысла жизни в настоящем.
События развиваются в доме, принадлежащем бывшему шкиперу Шотоверу и построенном наподобие старинного корабля. В основе сюжета - история несостоявшейся женитьбы дельца Менгена на Элли, дочери изобретателя-неудачника, «прирожденного борца за свободу». Дом Шотовера не настоящий корабль, и все в этом доме оборачивается ненастоящим: ненастоящим оказывается и любовь. Капиталисты притворяются сумасшедшими, благородные и самоотверженные люди скрывают свое благородство, взломщики оказываются ненастоящими ворами, романтики - весьма практичными и приземленными людьми. Сердца в ненастоящем доме тоже разбиваются не по настоящему. Читающий пьесу не удивляется, когда один из ее героев заявляет: «Англия это или дом сумасшедших?», В пьесе парадоксально все с начала и до конца. Парадоксальны мысли, которые высказывают ее персонажи в диалогах. Пьеса пронизана символикой, которая помогает глубже понять смысл, вложенный автором в образы. Новая манера Шоу, основы которой были заложены в «Доме, где разбиваются сердца», не ослабила его реалистических обобщений. Напротив, писатель явно искал все более эффективных путей выражения своих мыслей, которые становились на этом новом этапе не менее, а, может быть, более сложными и противоречивыми, чем в довоенный период его литературной деятельности.