Сергей Прокофьев. Радиопостановка
Автор инсценировки: Сергей Богомазов.
Режиссер: Алексей Баталов.
Звуковое оформление: Евгений Хорошевцев.
Звукорежиссер: Роза Смирнова.
Звукооператоры: Любовь Бодунова, Мария Киселева, Татьяна Смирнова.
Музыкальный редактор: Геннадий Крылов.
Литературный редактор: Вера Хрусталева.
Музыка из произведений С. Прокофьева, Л. ван Бетховена, Ф. Шопена, В.А. Моцарта, Ф. Листа, Ш. Гуно.
Соло на фортепиано - Игорь Худолей.
Действующие лица и исполнители:
Ведущая - Наталья Литвинова;
От автора - Алексей Баталов;
Сережа - Бронислава Захарова;
Мама - Валентина Калинина;
Стеня - Татьяна Канаева;
Мальчик - Галина Иванова;
Гаврила - Иван Тарханов;
Папа - Рогволд Суховерко.
Творчество выдающегося композитора С. С. Прокофьева (1891—1953) является одной из величайших вершин национального музыкального искусства. Наследие его огромно: фортепианные, вокально-инструментальные сочинения, кантаты, балеты, оперы. Видное место занимают произведения, написанные о детях и для детей. И это не случайно, так как композитор, обладая детской ясностью и свежестью восприятия жизни, большой верой в торжество добра и справедливости, восторженно воспел неувядаемый образ юности, чистоту и мужество нашего современника.
В творчестве С. С. Прокофьева солнечная, лирически-просветленная тема наивного, ничем не омраченного детства сохраняется на протяжении всей жизни. Детские образы пленяют в сюите «Зимний костер», в лучших эпизодах оратории «На страже мира», в замечательной Седьмой симфонии, во многих фортепианных сочинениях. Одна из лучших страниц, написанная зрелым композитором для фортепиано, «Детская музыка» связана с миром ребячьих впечатлений и переживаний. Музыка цикла отличается тонким звукописанием, ясной выразительностью. Фортепианное творчество занимает первостепенное место в наследии композитора, отражает его самобытность, богатство творческой фантазии. Первое знакомство с роялем, первые уроки Прокофьев получил от своей матери, Марии Григорьевны, которая по-настоящему и бескорыстно любила музыку и передала эту любовь сыну. Обладая великолепными пианистическими данными, Прокофьев был первым исполнителем многих своих фортепианных сочинений. Его игра поражала «мощью, одухотворенностью, зажигающим ритмом и блеском исключительной техники». Именно фортепиано он поверял самые тонкие, интимно-затаенные мысли, мечты и вместе с тем сумел придать фортепианному звучанию поистине симфонический размах.
С. С. Прокофьевым создано 5 концертов для фортепиано с оркестром, 9 сонат, множество фортепианных циклов. Активный, брызжущий здоровьем и юношеской силой фортепианный стиль радует и волнует слушателя. Энергичные, буйно-стремительные темы, токкатность, упоение движением передают бодрую напористость, волевой натиск и яркую жизнерадостность в «Наваждении», «Токкате», I и III концертах, 3 сонате и т. д. А рядом — произведения, покоряющие задушевностью, светлой иронией, ласковой шуткой, изящной танцевальностью. Небольшие фортепианные пьесы «Мимолётности», своего рода «дневниковые» зарисовки, поражают сочетанием трепетной лирики, искрящегося юмора, озорной скерцозности, драматизма и сказочной фантастики. Пяти пьесам «Сарказмы» с неистовыми эмоциями и причудливой иронией можно противопоставить напевную простоту «Сказок старой бабушки».
Приверженность С. Прокофьева к сказочной тематике уходит своими корнями глубоко в детство. С Сонцовкой, где прошли его юные годы, связаны первые впечатления, оставшиеся навсегда в сердце композитора. Мать Сережи, веселая и умная, вносила в жизнь дома энергию и живость, создавала атмосферу сердечности и простоты, была интересной собеседницей, обладала удивительным умением рассказывать сказки. Возможно, под ее влиянием развилась склонность будущего композитора к миру чудес и фантастики, к волшебному чисто прокофьевскому колориту.
Первый балет «Сказка о шуте, семерых шутов перешутивших» создан по мотивам двух шуточных сказок Пермской губернии. Опера «Любовь к трем апельсинам» (на сюжет остроумной сказки-комедии К. Гоцци) — задорный спектакль, полный движения, юмора, забав и приключений. Музыка картинно-изобразительного характера, с остроумными оркестровыми эффектами, с изобилием танцев, шествий, пантомим. В написанном позднее балете «Золушка» сказочность становится мягче, добрее. «Саму Золушку я вижу не только как сказочный персонаж, но и как живого человека, чувствующего, переживающего и волнующего нас», — писал композитор. Прелестный облик Золушки окрашен ласкающим светом, с простодушной мягкостью нарисованы картины природы. Одно из прекрасных созданий — подлинно русский балет «Каменный цветок» (по мотивам уральских сказов П. Бажова), повесть-быль о мастере Даниле, пытливо ищущем совершенства, о хрупкой и нежной Катерине. Сказочность, вполне реальная и земная, живописует картины народного быта, фантастический мир Хозяйки Медной горы.
Прокофьевский мир сказок, разумеется, населен и животными. Маленьким мальчиком ночью выбирался Сережа из дома и вместе со сторожем Гаврилой искал в ветвях деревьев воробьев, наивно веря, что именно в темноте их можно поймать и взять в руки. А будучи взрослым, ко всеобщему удивлению, как-то выписал электрический инкубатор для выведения цыплят и с большим интересом ожидал появления пушистых птенцов. Постепенно все цыплята вылупились, кроме одного, когда же в волнении прошло еще несколько дней, и, наконец, появился последний, он оказался... утенком. Совсем как в сказке Г. X. Андерсена, по мотивам которой С. С. Прокофьевым был создан «романсище страниц в 15» — «Гадкий утенок».
Однажды, под Новый год, родители подарили Сереже маски зверей, что мгновенно породило у него множество идей для домашних театральных представлений, где действующими лицами рядом с хитрой обезьянкой, тараторкой-попугаем, добродушным медведем были и домашние животные — задиристый мопс, тупой и надменный осел. Возможно, этот памятный случай послужил толчком для создания композитором спустя 30 лет великолепной симфонической сказки для детей «Петя и волк» с остроумными и забавными музыкальными портретами животных.
...В своей «Автобиографии» С. С. Прокофьев вспоминает о впечатлении, которое произвела на него сцена дуэли и гибель Валентина, когда он девятилетним мальчиком впервые попал на оперу «Фауст». После этого ни один день в Сонцовке не проходил без поединков на шпагах (палках, «охранявших куртину с лилиями от куря). Сережа возглавляет все мальчишеские шалости, затевая интересные прогулки, веселые игры в разбойников, путешественников, шумные «бои на ходулях», военно-морские сражения. Он знает все названия и достоинства русских кораблей, делает довольно сложные вычисления их боевой силы. Во время русско-японской войны записывает разбор морского боя Порт-Артурской эскадры с японской.
Сцены сражений в произведениях С. С. Прокофьева полны напряжения и драматизма. Для воплощения злых, враждебных человеку сил в фортепианных сонатах, симфониях, в грозном унисоне резко очерченной «темой вражды» Монтекки и Капулетти композитор раздвигает изобразительные границы музыки. Со скульптурной рельефностью и зрелищной выразительностью изображены смертельные схватки рыцарей-захватчиков с русскими воинами на льду Чудского озера в музыке исторического фильма С. Эйзенштейна «Александр Невский».
Увлечение композитора театром, зрелищным действием проявилось уже в раннем детстве. Вместе со своими друзьями — неизменными Стеней, Сережей, Егоркой, Марфушей — он фантазировал и выдумывал различные пьесы, разыгрываемые перед родителями. Первая опера «Великан», еще по-детски наивная и несовершенная, написана в девятилетнем возрасте. Появление ее знаменательно, так как показывает, что бесконечные импровизации за роялем и сочинение первых музыкальных пьес («Песенок») — уже не только забава. Впереди предстояли годы упорного, напряженного труда, поисков, которые привели к развитию и формированию собственного музыкального языка, стиля.
С. С. Прокофьев, человек многогранного и яркого таланта, был величайшим композитором XX века, великолепным пианистом, дирижером. Наряду с этим он обладал блестящим литературным даром: в детские годы регулярно издавал газету для отца, писал рассказы, повести, переводил на русский язык Сонеты Шекспира, сочинял шарады и «обращал их в стихи», чтобы отослать в редакцию Петербургского детского журнала «Задушевное слово»; написал длинную комедию детективного типа, смешную и запутанную, роман в стихах «Граф» — с дуэлями, кораблекрушениями, необыкновенными приключениями, драками и с собственными иллюстрациями — портретами действующих лиц. Уже к «Великану» он сам создал либретто в стихах, а позднее — к операм «Любовь к трем апельсинам», «Игрок», «Дуэнья», «Война и мир», симфонической сказке «Петя и волк». В 1937 году композитор начал писать «Автобиографию», где увлекательно, с тонким юмором и наблюдательностью раскрывает перед читателем историю детских и юношеских лет, рассказывает о многих замечательных людях, с которыми ему пришлось встречаться, о событиях общественной и музыкальной жизни того времени.
В предлагаемой композиции дан фрагмент из I части «Автобиографии» — Детство. Перед нами возникает мир детских игр, увлечений, привязанностей будущего прославленного композитора, а главное — мир звуков, который окружал его с самого раннего детства. Авторы композиции образно, с глубоким пониманием и чуткостью подчеркивают самобытность развития таланта маленького Сережи, его первые творческие поиски, весь светлый настрой его души, то дыхание юности, которое покоряет нас в удивительной по силе жизнелюбия вдохновенной музыке С. С. Прокофьева, возвышает и облагораживает.
Т. Курасова