1 октября 1833 года холодным осенним днём пушкинская коляска приближалась и Болдино. Прошло три года, как поэт впервые посетил здешние места. Вот с невысокого холма открылось село: кучка тесно прижавшихся друг к другу изб, крытых соломой, церковь и крыша старого дедовского дома. Невольно припомнилось жительство в Болдино три года назад, в 1830 году. Тогда он рассчитывал пробыть здесь совсем немного, но обстоятельства, а точнее холера, неожиданно охватившая пол-России, заставила его задержаться в Болдино надолго.
Одиночество и тишина настроили его на поэтический лад, рука потянулась к бумаге. К счастью, и погода выдалась такая, какую любил Пушкин: дождь и сля¬коть, из дома и носу не высунешь. Пришлось сидеть в дедовском кабинете и писать... В дни первой болдинской осени Пушкин писал столько, сколько никог¬да до этого не писал. Из-под его пера одно за другим выходили все новые и новые сочинения: поэмы и повести, стихи и рассказы, сказки. Болдииская осень 1831 года тоже оказалась урожайной. За полтора месяца, что Пушкин провел в дедовской вотчине, он создал две поэмы («Анджело» и «Медный всадник»), много лирических стихов, а также две сказки: «О рыбаке и рыбке» и «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях». Под завывание осеннего ветра складывал Пушкин стихотворную «Сказку о мёртвой царевне». А сказка тем не менее получилась светлой и радостной, напоённой теплом искренней дружбы и верной любви... В каждой строке так и светится живой ум, чувствуется лукавая пушкинская усмешка, искрится непод¬дельное веселье...
Стремительно, слоено клубок ниток, разворачивается сказочное действие. Из царского терема, где злобствует новея царица, мы попадаем в терем могучих богатырей, затем — а пещеру, где на цепях качается хрустальный гроб с царевной, из пещеры — в поле, куда в поисках невесты скачет королевич Елисей, а потом поэт снова приводит нас в царский дворец, чтобы показать торжество добра над злом, торжество чистой любви над завистью и чёрным злодейством. Читав пушкинскую «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях», нельзя не заметить, как всё здесь просто и складно, слова вроде бы сами собой сложи¬лись в звучные стихи. Однако впечатление это обманчиво. Писать просто — так, как писал Пушкин, — очень сложно. Простота пушкинской сказки — это результат большого труда. Вот каков был распорядок дня поэта, когда он жил в Болдино. Подъем в семь часов утра, лёгкий завтрак, а затем до трёх часов непрерыв¬ный труд. Каждый день Пушкин писал не менее восьми часов. В три часа он обедал, а потом катался не лошади, вечером читал.
В 1834 году Пушкин еще раз посетил Болдино. Он, видимо, надеялся опять хорошо здесь поработать. Однако повседневные дела не позволили ему пописать так, как ему того хотелось. В дни третьей болдинской осени поэт создал всего лишь одно произведение — «Сказку о золотом петушке».