Роберт Луис Стивенсон (1850-1894)
Инсценировка В. Сенчина
Музыка Э. Олаха
Режиссер Н. Киселева
Стивенсон - Р. Суховерко
Флоризель - З. Гердт
Томас Венделер - Е. Весник
Мисс Венделер - К.Блохина
Джон Венделер - Е. Весник
Френсис Скримджер - В. Невинный
Стряпчий - В. Муравьев
Привратник - Г. Вицин
Роллз - А. Миронов
В эпизодах - артисты московских театров
Часть 3.
В прошлом веке появилось несчетное количество детективных романов и рассказов; в большинстве из них были умопомрачительные приключения, бегства, погони, розыски, драки, убийства, кражи, преступники и сыщики, но не было в них главного, человеческого: не было убедительной речи о добре и зле.
Сидя за такой детективной книгой, в которых много острых происшествий, но думать над которой необязательно (за тебя подумает кто-то другой, например, сыщик), нетребовательный читатель испытывает особого рода удовольствие: ему кажется, что это именно он,САМ все раскрывает, а сыщик только подтверждает его догадки.
Попадись этому человеку увлекательная,но, к тому же, содержащая интересные мысли книга, он прочитал бы ее и получил бы много полезного. Но, как назло, ему подвертывается один детектив за другим, за вторым третий, за третьим четвертый, и человек этот незаметно свыкается с таким бездумным, пустым чтивом...
В двадцать семь лет Роберт Луис Стивенсон написал пародию на детективные сочинения.
Литературная пародия обычно подражает форме какого-нибудь произведения, произносит тоном какого-нибудь писателя нелепости, и поэтому сам тон, сам стиль кажется смешным, подчеркнуто абсурдным.
Но бывают такие пародии, где смеются и над содержанием чьих-то произведений. Такую пародию и написал Стивенсон. В ней он подражал содержанию многих детективных романов, романов с надуманным, несуразным действием. Однако конец действия у Стивенсона – совсем другой, неожиданный, полный серьезного смысла.
Пародия Стивенсона называется – «Новые тысяча и одна ночь» («Алмаз Раджи – вторая, самостоятельная ее часть).
Знаменитые арабские сказки – «Тысяча и одна ночь» - как бы переходили одна в другую; точно также связаны друг с другом истории, рассказанные Стивенсоном в «Клубе самоубийц» и «Алмазе Раджи». И, как у арабских сказок, у них – тоже один, общий рассказчик: Флоризель, принц Богемский, который после истории, происшедшей с алмазом, перестает быть принцем и занимается тем, что продает табак. С ним уже больше не случается опасных и увлекательных приключений.
На этой пластинке заканчивается история об исчезновении знаменитого алмаза, заканчивается история самого алмаза, принесшего столько зла. Он больше никого не введет в соблазн, не будет толкать людей на преступления; он исчезает безвозвратно, но зато остаются молодые влюбленные – Френсис Скримджер и мисс Венделер, остается добрый Флоризель.
В.Лапин